Опыт общения с клиентами учит коуча быть толерантным и к клиентам, и к себе. Прочитав это предложение, можно возмутиться: «Коуч по определению должен быть толерантным! О чем вы говорите?» Да, согласна, должен, но между « должен» и «может» есть весьма существенная разница.

Итак, о моем личном опыте. Когда у меня появился первый клиент, первая эмоция, которую я отследила в себе – это страх. Страшно, что ничего не пойму, не оправдаю надежд, не решу, не помогу. Обдумывая свои чувства, я поняла, что тут очень много меня и мало самой помощи клиенту. Важно объяснить себе самой, в чем эта помощь заключается. Весь мой предыдущий опыт говорил о том, что помощь – это взятие на себя ответственности за ближнего, советы эксперта, привлечение личного опыта в решении задач другого человека. Сейчас я понимаю, насколько абсурдно это звучит, но мне кажется, что даже среди читающих эти строки есть люди, которые так и поступают в своей жизни, осознанно или нет.

Когда коуч работает с клиентом, он «создает качественный процесс общения». Незнакомому человеку должно быть легко говорить с коучем о наболевшем, не рисуясь, не стараясь выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Это доверие вырабатывается постепенно и драгоценно для обеих сторон процесса.

Часто начинающему коучу говорят (или он сам это думает после сессии), что ничего нового их совместное обсуждение не дало. «Я,- говорит клиент – и сам все это знаю. Зачем мне коуч? Это напрасно потраченное время!» Но правда состоит в том, что даже если первая реакция такова, но сам процесс был качественно обеспечен коучем, клиент начинает понимать, что он уже обдумывает свою старую тему по-новому, всплывают неожиданные трактовки и варианты решения проблемы, казавшейся раньше не решаемой.

Клиент получает новый импульс и думающий клиент это всегда оценивает положительно.
Теперь о муках самого коуча, когда клиент не доволен результатом сессии. Естественно, мы говорим о том случае, когда коуч работал качественно. Итак, процесс прошел качественно, но обратная связь от клиента не положительная. Коуч начинает страдать. Давайте разберемся из-за чего эти страдания. Коуч принимает на себя ответственность не за обеспечение процесса проведения коуч-сессии, а за скорость принятия решения или его глобальность. Что руководит в данном случае самим коучем? Гордыня, неверно понятая собственная ответственность и путаница с разграничением зон ответственности своей и клиента.

В моем скромном опыте проведения коуч-сессий был случай нахождения ответа на поставленный вопрос самим клиентом в течение 20 минут. Клиент осознал и принял решение простого бытового вопроса, причем та формулировка решения и область, из которой это решение было принято, совершенно не вытекало из первоначального запроса.

Мой другой клиент до сих пор бьется над осознанием истинности своего запроса, и ему на это понадобилось 3 сессии.

Мои собственные наблюдения и анализ этих клиентов помогают мне самой развиваться и совершенствоваться в профессии. Совершенно естественно, что общение с клиентом, у которого вопрос решается быстро, дает мне необыкновенный прилив энергии и веру в собственные силы. Но работа со сложным клиентом продвигает меня гораздо больше, хотя после первой сессии я паниковала, записалась на супервизию и совершенно не знала, что делать. Успокоившись, проанализировав записи нашей беседы, я обнаружила новые «входы», те зацепки, которые позволили мне помочь клиенту уже на следующей сессии добиться существенного результата.

Возвращаясь к вопросу о толерантности, хочу пожелать себе и всем коллегам-коучам принятия себя и человека, сидящего напротив. Когда вы «можете» это делать, вы получаете базовый доступ к профессии.