Личностный рост и самосовершенствование воспринимаются сейчас многими как неоспоримое благо. Я не могу с этим полностью согласиться. Приведу свои аргументы «за» и «против», а право решать оставлю за читателями.

Популярность non-fiction литературы и разнообразных тренингов и мастер-классов для личного потребления в последнее время растет. Мне это нравится, я вижу интерес людей к узнаванию нового, знакомству с аспектами мира, на которые в школьные и студенческие годы у них не хватило времени или не сформировалась потребность.

На мой взгляд, тренд «непрерывного образования» в самых массовых проявлениях основан на популяризации новых достижений в разных областях науки, осознании собственных потребностей в образовании, интересе и моде.

Широкое предложение литературы и обучения предоставляет возможности «прокачать себя» в разных сферах и одновременно предъявляет дополнительные требования к самому потребителю услуг образования.

Очень часто рядовой потребитель оказывается один на один со свалившимся на него предложением, а критерии правильного отбора у него отсутствуют. Как правило такого потребителя интересует:

  • Повышение собственной компетенции в чем либо;
  • Звонкое имя ведущего;
  • Популярность заявленной темы:  Пойти за компанию.

Как мы видим, только первый критерий имеет непосредственное отношение к личностному росту самого участника обучения и можно предположить, что, если обучение проведено качественно, оно может принести определенную пользу. Применение остальных критериев выбора обучения приводит к перенасыщению хаотичной информацией и не дает глубокого осмысленного знания предмета. Более того, не факт, что это знание вообще нужно самому человеку (если он посещал мастер-класс за компанию).

Но даже, если человек осознал свои «белые пятна» и осмысленно повышает собственные компетенции, увеличивая тем самым свою стоимость на рынке труда, может произойти еще одна неприятность – «зависание» в обучении.

В чем таится опасность?

Жадность к получению знаний очень толерантно воспринимается в обществе, даже поощряется. Это не жадность к еде, деньгам или власти. Правда, самому человеку такая жадность может сослужить плохую службу – человек не может перестать учиться, ему хочется знать все обо всем, а до практического применения дело может и не дойти. Человек останавливается на уровне восприятия информации, ему некогда анализировать ее, применять на практике, получать на ее основе собственный опыт. У него не происходит формирования знаний как таковых. Речи о личностном росте и самосовершенствовании тоже не идет. Настоящий личностный рост происходит при наработке собственного отношения к полученным теоретическим знаниям, а самосовершенствование – это переосмысление, вычленение из всего объема полученной информации той, которая необходима для улучшения конкретного навыка и умения.

В коучинге применяется подход личностной трансформации, когда в результате общения с коучем, клиент не только осознает свою зону развития, но и тут же намечает шаги по ее достижению. Все очень четко и конкретно. Такой подход не подразумевает «зависания» и создания зависимости клиента от коуча, поскольку нацелен на решение определенной задачи путями, которые выбирает для себя сам клиент. Все просто и прозрачно. Мне такой подход кажется честным. А вам?