Интервью с Натальей Аншиной, Председателем совета директоров группы компаний «Оазис».

Светлана: Наташа, спасибо, что нашла время поделиться мыслями на интересующую меня тему. Чтобы не растрачивать наш творческий запал понапрасну, сразу перейдем к делу.

Слышала ли ты что-нибудь про коучинг? И как ты его себе представляешь?

Наталья: Насколько я понимаю, коучинг – это система личностного роста и развития, в том числе развития бизнес-лидерства. Во многом, схожа с психотерапией, только направленной не на устранение проблем внутреннего сознания, заложенных преимущественно в «пубертатный период», а на раскрытие потенциала личности. Как это происходит, я никогда не задумывалась. Но, вероятно, в форме публичных лекций и семинаров ведущих коучей, а также в виде индивидуальных сессий с людьми, которые обращаются к коучам за помощью.

Светлана: Публичные лекции и семинары могут понадобиться в коучинге разве что для популяризации самого направления. Обычно, индивидуальный коучинг проходит, как ты правильно говоришь, один на один с клиентом, но есть и коучинг команды, когда  коуч работает с группой сотрудников. Этот метод работы бывает эффективным при выработке общего понимания миссии компании, ее дальнейшего развития. Возможно проведение стратегических сессий развития.

Считается, что коучинг помогает человеку бизнеса быть более эффективным. Что тебе помогает быть эффективной?

Наталья: Я строю свое развитие на чтение хорошей деловой литературы, общении с успешными умными людьми, как из своей сферы бизнеса со всего мира, так и из других областей. И еще большим стимулом к личному изменению является развитие моей команды. Когда приглашаешь в компанию топ-менеджеров более высокого уровня, чем были раньше, то каждый раз приходится делать над собой усилие и подниматься на следующую ступеньку личностного развития, иначе просто не получится руководить новой командой и держать ситуацию под контролем. Это как в спорте: чем важнее соревнования, тем более высокие результаты показывают, как правило, спортсмены.

Светлана: Замечательно, что ты связываешь свою эффективность с развитием. Сейчас, когда все так быстро меняется, опираться на прошлые схемы и стереотипы крайне опасно. Ситуация неопределенности вокруг как раз и требует от любого человека, тем более руководителя, не боятся «заглянуть за горизонт», действовать нестандартно. И тут очень важно иметь команду, на которую можно опереться и «интерактивное зеркало» (коуча), когда можно высказывать и обсуждать самые невероятные идеи, не боясь потерять авторитет в глазах подчиненных, прокручивать разные сценарии дальнейшего развития.

На что ты опираешься при принятии важных решений (в бизнесе)?

Наталья: Как ни странно, на интуицию. Я знаю, что это чисто женский подход, но я исповедую его уже двадцать лет. Я сначала принимаю решение, а потом «подкладываю аналитику, финансовые расчеты и разнообразные бизнес-модели». Примерно в 80% случаев вся эта «титаническая» работа подтверждает мой эмоциональный порыв, и я оставляю первое интуитивное решение без изменений. Но, когда цифры говорят об обратном, я, разумеется, меняю свое первоначальное решение. Это дает мне преимущество в скорости. Я не боюсь принимать решения «на ходу», так как уверена, что на 80% они будут правильными.

Светлана: Мне близок такой подход, возможно потому, что я тоже женщина или из-за того, что я в большей степени «интуит». Очень важно, что  ты знаешь свой собственный алгоритм принятия решения и осознанно  его применяешь. Как правило, коуч нужен своему клиенту для того, чтобы прояснить,  как обычно происходит принятие решений и, если необходимо, обсудить альтернативу.

Что ты считаешь хорошим результатом своей работы?

Наталья: Получение большого количества денег по итогам года, разумеется! Ну и еще, оценки коллег и партнеров. Хотя в бизнесе для меня все же более важен финансовый результат, нежели общественное признание. Я являюсь очень и очень прагматичным бизнесменом.

Светлана: Для бизнесмена это хорошая черта, хотя, занимаясь коучингом, я поняла, что нет ни одной черты характера или человеческой особенности, которая была бы только хорошей или только плохой. Мы приходим к каким-либо выводам, применяем их на практике и, если это срабатывает, у нас формируется определенная установка. Таким образом, установка в какой-то момент помогает  нам решить возникшую проблему и потом закрепляется в поведении. Когда вместо расширяющей наши возможности она становится ограничивающей, тогда можно обратиться и к коучу.  Если зарабатывание денег и (скорее всего) положительная оценка коллег, делает твою жизнь наполненной и счастливой, это замечательно. Если, имея все это, ты чувствуешь какой-то дискомфорт, то нужно разбираться, соответствует ли получаемый результат твоим базовым ценностям.

Есть ли у тебя консультанты (люди), к мнению которых ты прислушиваешься?

Наталья: У меня нет официальных «советников». Но есть люди, с которыми я обсуждаю свои решения и оценка которых для меня очень важна. В первую очередь, конечно, это топ-менеджмент моей компании. Я всегда говорю, что я «плачу людям большие деньги, чтобы прислушиваться к их мнению. Иначе я просто буду выбрасывать их зарплаты на ветер». Есть западные партнеры, которые, работая в глобальных бизнесах, имеют принципиально иной кругозор и знание рынка. Есть еще несколько знакомых бизнесменов, которые обладают, на мой взгляд, очень правильным видением бизнеса и с которыми мы совпадаем в оценках происходящего. Поэтому я люблю обсуждать с ними свои планы, перед тем, как принять окончательное решение. В целом, со стороны я, вероятно, выгляжу как очень неуверенный в себе человек. Я постоянно со всеми советуюсь-советуюсь, а потом, бывает, все равно поступаю так, как считаю нужным.

Светлана: Желание  посоветоваться (собрать разные взгляды на одну проблему), а затем принять взвешенное и осознанное решение, на мой взгляд, говорит о зрелости, а не о неуверенности. Но это уже мое суждение. Коучи не дают своим клиентам советов и не оценивают их предложения. Во время коуч-сессии происходит перебор вариантов от очевидных до самых невероятных, что позволяет клиенту рассмотреть их и выбрать лучшее на данный момент решение. Эффективность – тоже ведь весьма относительная вещь.

Считаешь ли ты правильным полагаться только на экспертное мнение?

Наталья: Нет, конечно! Бизнес – это своего рода искусство, в котором одним из основных факторов успеха является интуиция. Приведу в качестве примера совершенно невероятную историю, «как нам в очередной раз удалось миновать разорения». Мы планируем запустить собственную торговую марку с очень серьезными для нашей компании инвестициями. Речь идет о нескольких миллионах долларов. Около полугода назад мы обратились в нейминговое агентство, которое в итоге предложило нам неплохое название и даже разработало логотип. Мы купили «хороший домен» и прописали бренд-бук. Надо было запускать товар в производство. Но я почему-то «тянула с этим», несмотря на все призывы коллег, что название отличное, и надо заказывать под него всю товарную линейку. Все это время я требовала неизвестно почему другое «более крутое название». Каково же было удивление коллег, да и мое собственное, когда наш конкурент использовал такое же имя для своей коллекции, пусть и в другой  товарной категории. Это невероятно, но факт, как две компании независимым путем (а вероятность утечки информации я полностью исключаю) решили использовать одно и то же слово для названия своих брендов! В нашей ситуации было бы совершенно провальной идеей запускать новый продукт с тем же названием, что и единственный конкурент. Поэтому сейчас я могла бы оказаться в ситуации, когда у меня в Китае лежал товар на «круглую сумму», с которым я не знала, что делать. Даже страшно подумать, сколько денег мы бы потеряли и как бы это сказалось на компании, если б я не послушалась своей интуиции.

Светлана: Удивительный пример! Хорошо, что у тебя было время «покапризничать». Не мне тебе рассказывать, что временной фактор в бизнесе жизненно важен. Для таких цейтнотов и существуют коучи. Они помогают выявить причины твоей неудовлетворенности, разобраться с тем самым  алгоритмом принятия решений, о котором мы уже говорили. Скажи, велик ли соблазн переложить решение важных вопросов на других?

Готова ли бы ты была воспользоваться “волшебной таблеткой” – принял и проблемы как не бывало?

Наталья: Я не верю в медикаменты. Мне кажется здоровый образ жизни и народная медицина в большинстве случаев более эффективны, чем химические соединения, завернутые в сладкую оболочку. Это в плане здоровья. Что уж говорить про жизненные обстоятельства! С моей точки зрения, успех наступает тогда, когда за ним стоят усилия большого количества людей. Я имею в виду временные, интеллектуальные и финансовые затраты, направленные в верном направлении. Мне очень нравится высказывание одного моего клиента, которое я теперь часто цитирую: «Если человек работает по пятнадцать часов в сутки, то рано или поздно ему начинает везти!».

Светлана: Самый что ни на есть коучинговый подход! Человек опирается на свои силы, ставит вдохновляющую цель и добивается результата.

Есть ли способ измерить эффективность твоей работы? Когда ты собой довольна?

Наталья: Как всякая женщина, я довольна собой, когда гляжусь в зеркало. Так же и в бизнесе. Я довольна собой, когда я вижу восторг на лицах своих сотрудников, удивление в глазах клиентов или бешенство – на лицах конкурентов. В этот момент я понимаю, что двигаюсь в правильном направлении. Ну и еще, повторюсь, важным фактором успеха в бизнесе, является состояние твоего банковского счета.

Светлана: Эффективная обратная связь помогает человеку избежать неадекватности. Отлично, если сотрудники – твои единомышленники и разделяют твои взгляды. Это приятное исключение. По моему опыту, в нашей культуре редкий подчиненный  способен дать своему руководителю правильную обратную связь (без оценок и собственных суждений). Как правило, помимо приятной суммы на банковском счете в качестве веского аргумента собственной правоты, пользуются профессиональными людьми – коучами – умеющими задавать будоражащие вопросы и помогающими поддерживать реальную связь с реальной жизнью.

Как с точки зрения владельца бизнеса, ты относишься к тренингам, коучингу и консультированию?

Наталья: Я люблю цитировать Оскара Уальда: «Мои вкусы предельно просты. Я легко довольствуюсь самым лучшим». Мне кажется, что если обращаться к консалтерам, то только к проверенным, в профессионализме которых я уверена на сто процентов. Поскольку стоимость услуг лучших специалистов в любой области весьма и весьма высока, я прибегаю к получению советов на платной основе только в крайних случаях. И никогда не экономлю на этой статьей затрат. Потому что я считаю, что есть только два варианта. Либо ты получаешь правильный совет от гуру в данной области, и тогда им стоит воспользоваться и заплатить за него соответствующую сумму. Либо – консультацию «по сходной цене» от непроверенного источника, и еще не факт, что подобный совет не приведет к непоправимым последствиям для бизнеса.

Светлана: Я правильно понимаю, что все высококлассные специалисты, в случае доказанной потребности в их услугах, могут быть тобой приглашены? Считается, что данный вид трат могут позволить себе только те, кто не считает деньги/не платит их из собственного кармана. В твоем конкретном случае, это совсем не так. Такой подход дает стимул профессионалам в консалтинге или коучинге развиваться и достигать профессиональных высот и быть востребованными. Спасибо тебе за подаренную надежду.