Я часто сталкиваюсь с тем, что многим моим клиентам сложно сказать (произнести слова), что они чувствуют, какую эмоцию испытывают. И с 90% клиентов именно поэтому мы уделяем достаточно времени изучению «ассортимента» эмоций. И помогает мне в этом в том числе и книга Д.Гоулмана «Эмоциональный интеллект».

Хочу «заразить» тех, кто не знаком еще с этим произведением и приоткрыть дверь в мир эмоций. Поделюсь с вами кратким конспектом – некоторыми мыслями и идеями из недавно перечитанного. На мой взгляд, «Эмоциональный интеллект» весьма полезна и тем, кто только планирует знакомство с механизмами проявления эмоций и последующих реакций, и тем, кто уже в теме.

Начну сначала: все эмоции представляют собой побуждение к действию, это мгновенные программы действий, которые эволюция постепенно прививала нам. На этом месте у новичков возникает пауза. Да-да – эмоции управляют нами.

Автор пишет о том, что «Наш уровень способностей определяется нервной системой, но головной мозг удивительно гибок и постоянно учится. Упущения в эмоциональной одаренности можно исправить. Каждая из пяти областей эмоционального интеллекта в значительной степени представляет собой совокупность привычек и ответных реакций, которую при приложении надлежащих усилий можно изменить к лучшему». То есть в какой бы степени ни был развит эмоциональный интеллект, при желании его можно развивать, меняя привычки и расширяя ассортимент реакций. Звучит обнадеживающе. 🙂

Для меня интересно объемное определение эмоционального интеллекта в виде пяти главных областей:

1. Знание своих эмоций. Самосознание.
2. Управление эмоциями.
3. Мотивация для самого себя.
4. Распознавание эмоций других людей.
5. Поддержание взаимоотношений.

Это своего рода алгоритм развития. Так как большая часть эмоциональной жизни происходит бессознательно, то развивая осознанность и самосознание мы можем развивать свой эмоциональный интеллект.

Для начала важно понимание того, что происходит с тобой. Это даёт основу для управления своими эмоциями. Что способствует пониманию других людей, и дальнейшего развития взаимоотношений. Это и ключ, и путь которым нужно идти в саморазвитии.

Самосознание помогает видеть свои сильные и слабые стороны позитивно и реалистично, помогает принятию на себя ответственности за решения и поступки.

Автор фактически описывает глубокую работу: самосознание – это распознавание чувств и эмоций, создание терминологии для них и нахождение связей между мыслями, чувствами и реакциями, обдумывание альтернативных реакций и их последствий, и применение этого осознания для принятия решений.

Следующим интересным моментом является то, что коэффициент умственного развития и эмоциональный интеллект – это отдельные компетенции. Наличие высокого IQ не является основой успеха человека. Более весомый вклад в успех даёт EI, высокий уровень которого компенсирует более низкий уровень IQ. И наоборот высокий IQ при низком уровне EI не приводит к успеху.

Другим значимым моментом книги является понимание того, что основой принятия правильного личного решения является настройка на собственные чувства. Которые лучше всех внешних аргументов помогают человеку выбрать самое верное для него в данный момент решение. Так как мозг «помнит» множество фактов важных для человека, которые не всегда доступны сознанию.

Эмпатия опирается на самосознание. Чем больше мы поддаёмся собственным эмоциям, тем лучше мы понимаем эмоции других.

Эмоции всегда выражаются невербально. Соответственно, когда слова и жесты противоречат друг другу, важнее КАК говорит человек, чем ЧТО. Автор пишет про эмоциональное дзюдо, своеобразный инструмент для взаимодействия с эмоционально заряженным человеком: отвлечь эмоционально заряженного человека, проникнуться его переживаниями, встать на его точку зрения, а затем побудить его сосредоточиться на альтернативной возможности.

Интересной является часть книги о способах поднятия настроения при Депрессии и Меланхолии. Д.Гоулман разъясняет механизм процесса и делится опытом. Остановлюсь лишь на некоторых моментах. И очень рекомендую для интересующихся уделить внимание этой части книги.

1. Склонные к депрессии люди при отвлечении своего внимания от неприятной мысли, вспоминают подобные сложные моменты.
2. Отвлечение через развлечения – разрывает цепь мыслей, вызывающих уныние.
3. Отличным способом является организация легких побед.
4. Одно из самых сильнодействующих способов – посмотреть на проблему с другой точки зрения – когнитивное реконструирование.
5. Хорошо действует помогать тем, кому трудно.

При работе с эмоциональной частью необходимо руководствоваться тем, что основная цель – душевное равновесие, а не подавление эмоций. Важно уместное проявление чувства соразмерного обстоятельствам. Предложу вам лишь часть из описанного в книге. То, что я использую в работе коуча.

1. В основе тревоги лежит бдительность по отношению к потенциальной опасности. Тревожность подтачивает интеллект. Уменьшает оперативную память. Тревожность оказывает скрытое противодействие применению знаний.
2. Когда страх включает эмоциональный мозг, часть тревоги фиксирует внимание на непосредственной угрозе.
3. Беспокойство можно рассматривать как репетицию события. Следовательно его задача выработать оптимальное решение. Хроническое беспокойство действует несколькими способами: оно до некоторой степени успокаивает тревогу, но никогда не решает проблему. Мозг обрабатывает одни и те же идеи, но не решает проблему.
4. Волнения почти всегда воспринимаются внутренним слухом, а не мысленным взором. Выражаются в словах, а не в образах.
5. Хорошее настроение усиливает способность к гибкому и более сложному мышлению.
6. Смех способствует более широкому мышлению и распознаванию мелких деталей.
7. При состоянии вдохновения – внимание сконцентрировано, но не напряжено, оно свободно от эмоциональных помех. Человек стремится к состоянию вдохновения. Для попадания в это чувство человеку необходима цель или задача не слишком легкая, чтобы не вызывала скуку, и не слишком сложная, чтобы не развивалась тревога.
8. Предубеждения формируются в детстве, а убеждения, объясняющие их, в более поздний период.
9. Человек в стрессе теряет мотивацию, у него сокращается «оперативная память», он замыкается.

Развитие необходимых эмоциональных навыков актуальнее всего, когда человек не способен усваивать новое – когда им овладела сильная эмоция. Эмоциональный мозг запускает стандартные ответные реакции. В момент эмоционального захвата сложно контролировать свои реакции, а тем более пробовать новые модели. Поэтому необходимо практиковать новое поведение, пробовать новые реакции, чтобы они начинали входить в жизнь и становились привычными. Здесь полезным является работа с коучем, который поможет осознать происходящее и настроить на поиск новых идей.

В общем, друзья, я осветила лишь небольшую часть интересных и важных знаний и очень рекомендую к прочтению тем, кто заинтересован в развитии.

Первоисточник Daniel Goleman “Emotional Intelligence” / Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект».

Автор: Ольга Зуева (Институт Коучинга).